Главная » Мыслительные процессы в управлении » Общепсихологическое понятие мышления


Поиск по сайту

УПРАВЛЕНИЕ

Развитие науки управления
Сущность управленческой деятельности
Элементы теории организации
Функция целеполагания
Функция прогнозирования
Функция планирования
Функция организации
Функция принятия решения
Функция мотивирования
Коммуникативная функция
Функция контроля и коррекции
Кадровые функции руководителя
Производственно-технологические функции
Производственные (комплексные) функции управления
Перцептивные процессы в управлении
Мнемические процессы
Мыслительные процессы в управлении
Интеллект руководителя
Регулятивные процессы в управлении
Процессы принятия управленческих решений
Коммуникативные процессы в управленческой деятельности
Эмоционально-волевая регуляция состояний
Мотивация деятельности руководителя
Руководство и лидерство
Способности к управленческой деятельности


 
Общепсихологическое понятие мышления

Мышление является наиболее сложным среди всех когнитивных процессов и в то же время играет наиболее важную роль в деятельности руководителя. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенного опосредованною отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними. Мышление формируется и функционирует на основе данных чувственною познания (ощущения, восприятия), но далеко выходит за их пределы. Характеристика мышления предполагает описание ею основных свойств; операций, которые образуют процесс мышления; форм, в которых он осуществляется; видов мышления; его основных этапов.

В качестве основных свойств мышления выступают: его неразрывная связь с речью, социальный характер, обобщенность, опосредованность, проблемность. Мышление неразрывно связано с речью потому, что, во-первых, оно формируется в ходе непосредственного общения ребенка со взрослыми, в процессе которого происходит овладение мышлением, всей системой существующих и закрепленных в словах знаний, составляющих материал для мышления. Во-вторых, основной формой мышления является так называемое понятийное (т.е. речевое) мышление, что также вскрывает его тесную связь с речью, языком, а также с системой закрепленных в нем понятий. В этом проявляется также и социальная обусловленность мышления, поскольку именно через речь, через язык происходит освоение систем социально выработанных знаний и норм поведения. Мышление обладает свойством обобщенности, поскольку человек может оперировать не только конкретными чувственными образами и данными, но и обобщенными представлениями, понятиями; не только частностями и конкретными объектами, но и обобщенными, абстрактными понятиями и суждениями. Мышление также является опосредованным отражением и познанием действительности, так как выходит за пределы непосредственного — чувственного познания. Оно способно познавать такие явления, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны и не могут быть даны человеку в его восприятии. Ведущую роль при этом играет способность к установлению и пониманию причинно-следственных отношений. Проблемность мышления состоит в том, что главной причиной, фактором его функционирования является наличие проблемных ситуаций, т.е. ситуаций, характеризующихся неопределенностью и требующих либо их понимания, либо их преодоления.

Мышление как процесс осуществляется посредством системы основных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, категоризации и др.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, элементов, связей и отношений; это — мысленное расчленение его на отдельные компоненты. Объединение выделенных анализом компонентов целого обозначается как операция синтеза. Обобщение — это установление и выделение в объектах их сходных существенных признаков, а также их объединение в группы на основе общих свойств. Абстрагирование — это мысленное отвлечение от определенных свойств объекта, как правило, не существенных и выделение в нем наиболее значимых его сторон. Наоборот, конкретизация — это операция перехода от общего к частному, применение общих знаний по отношению к частным, конкретным случаям и ситуациям. Сравнение есть установление сходства и различия сопоставляемых обьектов. Эта операция рассматривается как наиболее простая, но в то же время как исходная, с которой начинается весь процесс мышления. Производной от нее является, в частности, категоризация — объединение процессов и явлений в классы, роды, виды на основе сходства их главных признаков.

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие предстапляет собой способ оформления и обозначения мысли, в котором отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Суждение — это отражение и фиксация связей и отношений между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками, а также оценочного отношения к ним человека. Умозаключение — это связь между понятиями и суждениями, в результате которой из одной или нескольких посылок (исходных мыслей) человек получает новое суждение — следствие, вывод, т.е. новое для него знание. Умозаключения существуют в двух основных видах — индуктивном («от частных посылок к общим выводам») и дедуктивном («от общих посылок к частным выводам»).

Выделяется три основных вида мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (отвлеченное) мышление. Первый вид характеризуется как бы тесной «привязкой» к ситуации, а сам процесс мышления осуществляется через манипуляции (действия) с ее предметами. Для наглядно-образного мышления характерно то, что объектами и содержанием мыслительных операций выступают образы, тогда как третий вид мышления оперирует понятиями и не имеет непосредственной связи с конкретной ситуацией, а наоборот — отвлечен от нее. Эта классификация является далеко не единственной, а лишь наиболее общей. Существуют и иные способы выделения различных видов мышления, например, теоретическое и практическое мышление; дискурсивное (логическое, последовательное) и интуитивное мышление, а также ряд других.

В структуре мыслительного процесса необходимо (правда, в самом общем виде) различать четыре основных этапа. Мышление, имея целенаправленный характер, развертывается от начальной неопределенности условий и способов поведения к поиску, а затем — нахождению «ответа» — пониманию ситуации, внесению в нее определенности, получению нового знания, нахождению и выработке способов ее преодоления. Поэтому первый, исходный этап мыслительного процесса — это возникновение проблемной ситуации, ее осознание человеком и представление им этой ситуации как задачи. Второй этап — это собственно мыслительный поиск, направленный на анализ, осмысление, разрешение задачи. Третий этап — это нахождение принципа решения, возникновение ключевой идеи, способствующей нахождению решения. Четвертый этап — конкретизация и детализация общего решения и его реализация в поведении. Все эти общие положения, раскрывающие психологическое содержание мышления, составляют основу для определения его специфики в деятельности руководителя.

 

Яндекс.Метрика

Влияние физических нагрузок